Применения — ЖКХАвтоматическое включение горелок и котловКАРПЕНКО В. И., инженер-проектировщик ООО «ЭНЕРГОМОНТАЖРЕМОНТ», г. Кимры Для каскадного переключения горелок котлов в котельных без обслуживающего персонала разработана релейная схема на базе приборов российской производственной компании ОВЕН, которая практически не требует наладки. Для этого используются сигналы, которые формируются в контроллерах горелок. Данная схема применима к любым горелкам с индивидуальным блоком управления. Блок управления (рис. 1) состоит из:
Напряжение фазы подается на горелку через автомат защиты SF, контакты пускателя насоса котла КМ1/1, контакты реле потока воды QS1/1 и 9-й вывод клеммника ХР/1 на вывод 7-ой шины. Дальнейшая работа блока управления осуществляется по цепи «Нейтраль» (N). Режим работы блока управления зависит от состояния контактов переключателя режима SF1. Если замкнуты контакты SF1/1, то выбран «Автоматический режим» работы. Если замкнуты контакты SF1/2, то выбран «Ручной режим» работы. Если замкнуты контакты SF1/3, то блок находится в режиме «Остановка котла». Блок имеет три шины, по которым осуществляется управление. Шина Блокировки (3-6) обеспечивает нейтраль, если температура в коллекторе котлов ниже уставки. Подача нейтрали обеспечивается через контакты реле К1 терморегулятора 2ТРМ1, контролирующего температуру. Шина «BUS» (1), по которой блоки управления включаются последовательно и Шина Управления, для управления по программе. Переключателем SA1 задается наивысший приоритет котла, т. е. выбирается тот котел, который будет запущен по программе первым, в зависимости от технологической необходимости. В «Автоматическом режиме» и в режиме «Ручного запуска» нейтраль подается на шину «BUS» первого блока. Срабатывает реле К1, которое подает нейтраль с Шины Блокировки на питание горелки - вывод 10 клеммника ХР/1 и обеспечивает самоблокировку контактами К1/2. При этом размыкаются контакты К1.1, отключая цепь от шины «BUS». При выходе на максимальное горение срабатывает реле КГ1, замыкая контактами КГ1.1 цепь 1/4 шины «BUS». Теперь «нейтраль» по ней может проходить к следующему блоку управления. Формируя его, включается реле следующего блока управления, включая его. В «Ручном режиме» работы замкнуты контакты переключателя SF1/2, «нейтраль» принудительно подается на питание горелки, и горелка работает постоянно в обычном режиме от своих термостатов. В режиме «Остановка котла» замкнуты контакты SF1/3, сигнал по шине «BUS», минуя блок, следует к другому. При аварии горелки срабатывает реле КS1, которое коммутирует цепь «Авария» контактами КS1.2 и обеспечивает прохождение сигнала по шине «BUS» к следующему блоку управления. При работе по программе «Каскадное включение горелок котлов» обеспечивается автоматически благодаря использованию приборов ОВЕН 2ТРМ1 и ОВЕН УТ24. Работа по программе происходит следующим образом. Если температура в коллекторе котлов будет ниже уставки, то контакты реле К1.1 и К1.2 терморегулятора ОВЕН 2ТРМ1 будут замкнуты, чем будет обеспечена подача «нейтрали» на Шину Блокировки. Через эти же контакты «нейтраль» подается на реле К, которое срабатывает и своими контактами разрешает работу таймера ОВЕН УТ24. Таймер формирует сигналы запуска блока управления длительностью 1-2 секунды по Шине Управления вместо сигналов по шине «BUS» с повторением через 20...30 минут. Блок, с которого начнется процесс автоматического включения, выбирается переключателем SA1, при этом вторая группа контактов должна замыкать шину в кольцо, т.е. соединить 4-й контакт шины «BUS» последнего блока с 1-м контактом первого блока. Стоит добавить, что для разработки релейной схемы не случайно были выбраны приборы российской производственной компании ОВЕН. Зарубежные контроллеры фирм Siemens, Danfoss и др., применяемые в схеме каскадного переключения котлов, по стоимости на порядок дороже российских, и не всегда есть специалисты соответствующей квалификации для их обслуживания.
«Автоматизация и производство» №2 2004 г. |